Укрепление лиственницей в истории

Категория: Статьи о берегоукреплении

* Фрагмент карты Каналетто «Большой Канал и церковь Санта Мария делла Салюте» 1740г.

Примеры укрепления лиственницей из истории до сегодняшних дней.

Уже во времена шумеров люди научились взаимодействовать с водой: строили оросительные каналы, защищались от паводков. Правда, укрепление берегов лиственницей стало известно несколько позже: лишь спустя три тысячелетия. С V века достоверно известны случаи укрепления лиственницей и строительства архитектурных сооружений из этой древесины. Приведем несколько примеров из мировой и российской истории.

Средневековая Венеция: V– IX века
Город, большую часть которого занимают водоемы, был построен целиком на более чем 500 000 лиственничных свай. Когда в 1827 году эти сваи выкопали и изучили, оказалось, что они стали такими крепкими, что их не брала ни пила, ни топор – и это спустя тысячелетие! Также в период средневековья в Венеции было распространено берегоукрепление лиственницей.

Троицкая церковь в Свияжске: 1550 год
Для строительства церкви толстые бревна лиственницы были срублены в Мышкине, сама церковь была построена в Угличе, а затем на судах сплавлена в Свияжск.

Набережная Невы: XVIII век
Чтобы защитить набережные Невы и Фонтанки от обрушения, использовалось укрепление берега деревянными сваями. Они же лежат в основе почти всех старых построек Архангельска.

Исаакиевский собор: 1818–1858 годы
На 10762 лиственничных же сваях построен и величественный Исаакиевский собор в Петербурге. Чтобы его не смыло водой, на Балтийском море было сделано укрепление берегов лиственницей.

Крейсер Аврора: 1896–1900 годы
Однако это ценное дерево применялось не только для того, чтобы укрепить берег лиственницей, но и для строительства судов. Например, из него была создана прослойка между наружным и внутренним корпусами крейсера «Аврора».
XXI век.

В наши дни укрепить берег пруда лиственницей помогают машины, которые перевозят тяжелые бревна. Вся остальная работа, как и прежде, делается вручную, а также, при желании и больших объёмах, используется спецтехника. И как в старые времена, лиственница остается самым прочным и влагостойким деревом, которому не страшны ни гниль, ни жучки-древоточцы, ни смена погоды.